Поиск по сайту




Пишите нам: info@ethology.ru

Follow etholog on Twitter

Система Orphus

Новости
Библиотека
Видео
Разное
Кросс-культурный метод
Старые форумы
Рекомендуем
Не в тему

список статей


Этологические сказки

*  *  *

Однажды бобер по имени Вася, прочитав великолепную книгу Карен Прайор, решил применить на практике теорию, которую он изучил.

У бобра был очень злой сосед – ёжик, который постоянно мешал бобру. Что бобер только не пробовал: и улыбался (условное подкрепление), и приносил ёжику яблоки (безусловное подкрепление), но ничего не помогало. Тогда бобёр решил убить зверя, чтобы тот  не мешал ему.

Шёл бобёр по дороге и искал стимул (ёжика), чтобы запустить комплекс фиксированных действий. Шел и искал целых два дня. Нашёл! Ёжик понял, что бобёр сейчас его убьёт. Не передумал бобер убивать своего соседа, хотя и сомневался в своём решении. Его врождённый разрешающий механизм встретил свой стимул и снял блокировку. И ёжика не стало...

На следующее утро бобру надо было рано вставать, чтобы пойти на работу. А работа была нелегкая – строительство плотин. Решил бобёр, что необходимо подкрепление – поедание кусочков листвы за каждое совершенное в работе действие. Действительно помогло!

Но на этом бобёр не остановился. Он решил избавиться от своей плохой привычки – жевания жвачки. Понял бобёр, что когда жуёт жвачку, выглядит он некрасиво. И сменил бобёр мотивацию.

 И понял бобёр, что книга эта, «Не рычите на собаку», действительно очень хорошая. И начал он дальше применять на практике теорию – решил изменить поведение своей мамы. А мамы у него была очень ворчливая, постоянно жаловалась ему по телефону. И решил он ничего не отвечать на её жалобы. А как только мама начинала говорить что-то приятное, он сразу восклицал: «Какая ты у меня хорошая, добрая!». Спустя несколько недель мама бобра говорила только приятные вещи. И стало бобру жить лучше на этом свете!

Мораль: взрослые и дети, люди и животные, читайте умные и интересные книги, такие, как книга Карен Прайор.

 

Вареникова Юлия Борисовна

 

 

*  *  *

 

Эта история произошла много лет назад. В больнице города N.N. miss Hamster родила двух очаровательных детей. Родила и покинула этот мир. Джонни Hamster был отдан в семью простых крестьян, живших на отшибе, у самого леса. Юджина Hamster забрали люди, которые изучали поведение и обучаемость животных. Так и жили они: Джонни – в праздном бытие, а Юджин – в трудах праведных.

Но вот наступил момент, когда у наших героев активно заработал половой инстинкт. Джонни и Юджин находились далеко друг от друга, но чувствовали одно и то же. Специфическая энергия деятельности переполняла их, и начали они поиск возлюбленной, т.е. подходящего объекта для завершающего акта.

И надо же такому случиться, что полюбили они одну и ту же девушку, то бишь, Тутси Hamstersis. «Это она!», - вскричал врожденный разрешающий механизм. Надо сказать, что Джонни и Юджина окружали лишь rabbits, mice и т.д., поэтому врождённый разрешающий механизм приказа идти в бой пока не отдавал. И подумать только – такая трагедия – один стимул на двоих!

Тутси, у которой СЭД тоже била через края, была озадачена, ведь оба брата хороши. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Однажды Тутси пошла гулять и попала в лабиринт, построенный людьми. Бедняжка заблудилась и стала ждать смерти. Но Юджин и Джонни отправились на её поиск, ведь СЭД не давала им покоя. К лабиринту братья добрались вместе. И тут у Юджина, который в лаборатории подвергался обучению именно в лабиринте, проявил себя во всей красе. Он быстро нашел Тутси, а затем, используя ориентиры и ориентируясь по карте (недаром прошли тренировки в лаборатории), вышел вместе с Тутси из лабиринта.

Мораль сей сказки такова: комплекс фиксированных действий – хорошо, но гораздо более удобно уметь что-то делать сверх инстинктов. Например, научиться ориентироваться в пространстве.

Эпилог

Джонни недолго переадресовывал свою активность: в округе появилась очень симпатичная хомячиха, и он, наконец-то, дождался завершающего акта. А у Юджина всё было ёщё лучше: его завершающий акт наступил раньше.

И жили они долго и счастливо. Пока смерть не разлучила их.

 

Васькова Ольга Владимировна

 

 

Сказка про приручение зверей

 

В далёкой тёплой стране жил человек, назовём его Жан, у которого не было ни семьи, ни друзей. И вот он решил, что если не может ладить с людьми, может получится подружиться с животными.

Он стал читать много книг и учиться наблюдать за животными. Для осуществления задуманного, он все продал и уехал в Сибирь, чтобы жить там в девственных лесах. Там он купил себе дом и участок и принялся за дело.

Долгие дни он бродил по лесу и вспомнил, как-то раз, про импринтинг. Жан принялся наблюдать и думать, кого бы взять первым. Тут ему попалось семейство волков. Он обратил внимание, что одна из волчиц ждёт прибавления. Жан стал ждать удобного момента. Так как начались холода и волкам стало сложнее находить себе питание. У них появилось поисковое поведение: они ели всё подряд – наверное, ВРМ у них уже не срабатывало.

Заметив это, Жан начал приносить еду, но животные боялись и не подходили, но потом, привыкнув, стали есть – дело было в шляпе. Жан принялся действовать: однажды он подсыпал снотворное и забрал волчицу. Волчица проявляла явную агрессию, очутившись в незнакомом месте, но её подталкивал стимул (она ждала волчат), и она начала есть. Вскоре появилось двое чудесных волчат, поэтому, чтобы состоялся импринтинг, Жану пришлось отнять волчат у матери и вернуть её в стаю.

Волчата же сразу признали Жана, как свою мать, и начали бегать за ним. Но, чтобы волки не стали дикими и, в то же время, слишком домашними, он вырабатывал поведение по «правилам выработки поведения». Жан постепенно увеличивал требования, порой ночевал с ними в лесу, учил охотиться, но волчата ленились, поэтому он стал использовать положительные подкрепления.

Отводя волчат далеко от дома, Жан начинал охоту. Он учил их бесшумно красться, за каждое правильное действие давал волчатам молотого мяса. Но Жан помнил, что нужно давать помалу, иначе животное наестся и перестанет выполнять действия.

Увидев какое-нибудь животное, Жан поднимал руку – это был условный сигнал, и животное пригиналось; зажигал фонарик – это был знак к прыжку. Животное кидалось за жертвой.

Всё бы хорошо, но волчата быстро росли и стали замечать других волков вокруг дома. И однажды они ушли. Жан долго горевал, но животные не забывали его и часто приходили.

Конечно, человек может приручить животное, но убить в нем зверя – метод недейственный, поэтому они уходят в свою стихию.

Шамансурова Камилла Эркиновна

 

 

 

 

Сказ о жадном царе, вороватых птицах и мстительном зоопсихологе

 

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Был у того царя сад с диковинными деревьями, да стали птицы с тех деревьев плоды воровать. Кинул царь клич: «Кто мой сад от набегов птичьих избавит, дам тому шапку золота». Пришел к царю один добрый молодец и говорит: «Надо пугало в саду поставить!» Поставили пугало, но через неделю выработалось у птиц привыкание, и перестали они пугала бояться. Пришёл к царю другой добрый молодец и говорит: «Знаю, как твоей беде помочь, дай мне козла со своего двора, выработаю я у него рефлекс – птиц гонять...»

Наловил добрый молодец птиц, на ворующих похожих, подрезал им крылья, и стал думать, какой безусловный стимул использовать. Думает, а придумать не может. Подходит к нему дедушка и спрашивает, отчего он грустный такой. Рассказал добрый молодец свою историю, а дедушка и говорит: «Козлы всегда капусту любили, а пищевой стимул всегда самый сильный».

Взял добрый молодец, похожих на ворующих плоды, птиц, привязал к ним по капустному листу, а к другим, непохожим, ничего не привязал. Так стал у козла условный рефлекс вырабатываться...

Через неделю у козла появился условный раздражитель – цвет птиц с едой ассоциировался. Выработалась у него реакция: как увидит чёрную птицу, так и бежит к ней, а на посторонние стимулы не реагирует.

Правильно молодец выработку проводил: количество подкрепления (капусты) хорошо выбрал – козел не наедался, а стимул достаточный; в конце каждого сеанса молодец козлу ещё немного капусты давал, чтобы положительным подкреплением закончить. Козел же, пока капустный лист оторвёт от птицы, перьев той с десяток выдернет.

И вот запустили козла в сад, стал он за птицами бегать. Они его не боялись сначала, а он догонит и перья дёргать начинает, а защитного поведения птичьего не пугается. Чтобы рефлекс у козла не угасал и устойчивое поведение было, велел молодец вариабельное подкрепление ему давать – пускать в сад иногда птиц с привязанной капустой. И у птиц выработался рефлекс: как услышат блеяние в саду, так улетают.

Царь жадным оказался и не дал молодцу золота. Ничего молодец не сказал и ушёл.

Люди говорят странным он стал: нашёл ещё козла; стал регулярно корону жестяную надевать и листы капустные к себе привязывать. Видно, новый условный рефлекс у козла вырабатывает...

Королёв Евгений Сергеевич

 



2006:03:14